10 способов мотивации сотрудников
Часто повышение мотивации подразумевает исключительно материальную часть – пересмотр зарплаты, доплаты, премии и так далее. Однако все большую роль играет нематериальная мотивация персонала. Она предоставляет больше возможностей и для руководителя может обойтись гораздо дешевле при правильном подходе.
Немало сотрудников считают важным получать удовольствие от работы. На это влияют разные факторы – отношение с коллективом, возможность ощущать себя частью команды и получение обратной связи.
Мотивация трудовой деятельности персонала стимулирует работника ставить себе новые задачи и обеспечивать их выполнение. Инструмент часто используют для побуждения упорно работать, преодолевать трудности, узнавать новое и идти к успеху. Внутренний стимул часто определяет поведение людей, их поступки, принятые решения.
Важность мотивации персонала
Мотивация человеку нужна на работе, в учебе, отношениях, спорте и других аспектах повседневной жизни. Необходимо понимание, для чего выполняется запрошенное действие, какие бонусы в итоге будут получены.
В сильно упрощенном виде для организации работы применяется простая схема: персонал выполняет возложенные обязанности и получает за это оговоренную оплату. Однако руководителю необходимо, чтобы работники были более эффективны. Это идет на пользу всей компании, появляется возможность расширения или увеличивается общая прибыль. Для этого и предусмотрена мотивация сотрудников на разных уровнях структуры компании.
Специалист должен четко понимать, что если он приложит дополнительные усилия, то получит награду. Такие простые правила эффективно помогают повышать личные показатели, производительность, корректно взаимодействовать с клиентами.
Мы предлагаем рассмотреть следующие методы и способы повысить мотивацию сотрудников.
Забота о здоровье
Можно создать зону отдыха для работников компании. Реализация зависит от возможностей – беседка на улице, отдельное помещение с мебелью оборудованием или выделенная зона в офисе. Работники могут выпить кофе в спокойной обстановке, обсудить личные или рабочие моменты, восстановить силы после тяжелого дня.
Если компания занимается выпуском продукции, важно обеспечить для рабочих удобное место для переодевания, душ и умывальник.
Персонал всегда ценит проявление заботы:
- наличие средств индивидуальной защиты;
- строгое соблюдение техники безопасности;
- обновление оборудования;
- мероприятия для улучшения условий труда.
Все это привычные методы заботы о людях. Однако, именно они повышают общее настроение в коллективе, что затем отражается на показателях.
Поощрение здорового образа жизни
Полезно внедрять мотивационные методы для тех, кто отдает приоритет ЗОЖ. В этом есть коммерческая составляющая – оплата больничных листов также может оказывать дополнительную нагрузку на бюджет компании. При этом текущее законодательство не позволяет сократить такие расходы. В качестве примера, как мотивировать сотрудника на здоровые привычки, можно привести следующие схемы:
- создание спортивного уголка или установка стола для настольного тенниса;
- обустройство велосипедной стоянки рядом с офисом;
- оплата абонемента в фитнес-клуб.
Еще один вариант замотивировать своих сотрудников на занятия спортом – возможность раз в неделю устроить себе короткий день, чтобы посетить спортивную секцию или фитнес-центр.
Поиск людей с внутренней мотивацией
На этапе приема на работу у потенциального сотрудника обычно уточняют уровень опыта и знаний в выбранное сфере, практикуется это много лет. Отношение соискателя к труду часто второстепенно. Хотя этот фактор часто определяет уровень мотивации и стремление стабильно повышать качество работы.
Внутренний стимул зачастую оказывает на человека больше влияния и обходится компании дешевле, чем внешние методы мотивации сотрудников. Стоит попробовать такой метод – нанимать изначально мотивированных работников, разница по результатам их трудовой деятельности может быть существенной. Проще научить целеустремленного, но без опыта, чем мотивировать специалиста, который равнодушно относится к работе и своим обязанностям. Попытки могут быть просто проигнорированы, а время потрачено впустую.
Во время подбора кадров лучше отдавать приоритет соискателям, которые уже на собеседовании проявляют явный энтузиазм и нацелены на профессиональный рост. Такой сотрудник будет не только повышать свои показатели, но и личным примером мотивировать остальную команду. Часто при появлении в штате такого человека встряску получает вся команда, особенно люди, которые очень давно работают и относятся к обязанностям, как к обычной рутине.
Поиск индивидуального подхода к сотруднику и правильное распределение обязанностей
Люди имеют разные черты характера, темперамент и отношение к работе. Нет строгих правил и возможности выяснить, какие методы лучше подойдут для мотивации.
В одном случае будет достаточно четко обозначить цель, сотрудник сам найдет способы прийти к ней. С другим человеком необходимо проработать детали, ответить на вопросы, составить план действий. Среди персонала есть категория работников, которым важна регулярная похвала и выделение среди коллектива.
Обычно руководитель в силу большого опыта лучше разбирается в задачах компании. Бывает сложно возложить обязанности на неопытного подчиненного, поскольку есть вероятность, что он выполнит их некачественно или совершит ошибку. Но такие методы всегда приносят плоды, сотрудник получит нужный опыт и сможет самостоятельно выполнять задачу.
Это приносит пользу всем. Начальник получает возможность не отвлекаться на мелкие задачи и больше времени уделять глобальным проблемам, развивая компанию. Сотрудник будет чувствовать, что ему доверяют, и получит дополнительный стимул.
Предоставление свободы действий и терпеливое отношение к ошибкам
Можно позволить сотруднику компании самостоятельно принимать решения, незаметно контролируя выполнение задачи. Руководитель должен уметь внушить сотруднику уверенность в том, что ему доверяют решение сложных задач. Понимание того, что на них лежит ответственность повышает стремление расти.
Для раскрытия всего потенциала сотрудника очень важно правильно реагировать на его ошибки. Лучше рассматривать их с позиции получения опыта и самостоятельного поиска решения. Если ввести метод строгого наказания за просчеты в работе, будет обратный эффект. Коллектив начнет уклоняться от важных заданий, стараться переложить их на другого человека или выполнять их в минимальном объеме.
Ошибки неизбежны, особенно на этапе получения нового опыта. Лучше поощрять ответственность и инициативность, обеспечив получение нового опыта. Довольно быстро количество неправильных действий снизиться до нормального уровня и эффективность работы в масштабах компании заметно вырастет.
Формулировка четких целей
Часто руководитель уделяет мало внимания четкой формулировке задачи перед отправкой назначенному сотруднику, хотя это достаточно эффективный метод в работе с персоналом. У исполнителя нет четкого понимания, что нужно делать и с чего начать решение. Это приводит к недовольству с обеих сторон, ситуация будет ухудшаться и приведет к негативным последствиям. Начальник видит, что его задачи не выполняются в нужном объеме и реагирует на это соответственно, а персонал уверен, что получает наказание незаслуженно.
После постановки задачи важно дополнительно убедиться, что подчиненный понял все правильно. Можно ненавязчиво поинтересоваться, какие действия он планирует предпринять для решения вопроса. Этого достаточно для понимания, насколько задача понятна.
Поиск задач для каждого
Необходимо также создать рабочую среду, в которой каждый сотрудник в определенной мере принимает участие в планировании работы организации и влияет на принятие важных решений. Заметную роль могут играть незначительные на первый взгляд вещи:
- можно использовать круглый стол, который будет располагать к совместному обсуждению;
- на стене можно повесить доску для предложений;
- на основе предложенных идей – совместно разработать план действий.
Объединение людей очень сильно мотивирует к успеху и быстро обеспечивает результат.
Поддержка диалога с сотрудниками
Серьезный аспект в мотивации, который руководители зачастую игнорируют. Для улучшения климата в коллективе рекомендуется периодически общаться с персоналом в режиме личной беседы. Можно просто выбрать время для совместного распития кофе, например, в начале рабочего дня, пообщаться на отвлеченные темы. Это может быть обсуждение хобби, отдыха, увлечений, планов на жизнь и так далее.
Руководитель будет восприниматься в более дружественном ключе:. В результате:
- упростится обмен информацией;
- люди будут лучше выполнять работу;
- делиться своим мнением.
В результате это повлияет на эффективность всех производственных этапов, а значит, поможет повысить прибыль компании.
Обеспечение обратной связи
Обратной связи в компании часто не уделяют достаточно внимания, что приводит к снижению мотивации. Этот инструмент коммуникации позволяет корректировать работу и выбирать правильные элементы поощрения и реагировать на изменения внутри коллектива.
Однако, не стоит забывать, что наиболее эффективные методы мотивации персонала связаны как раз с получением обратной связи от работников. У сотрудника должна быть возможность делиться своим мнением, высказывать новые идеи, понимать реакцию руководителя на свои предложения.
Создание оптимистичного настроя в команде
Лидер независимо от своих желаний задает общее настроение в коллективе. Важно всегда сохранять оптимизм, проявлять целеустремленность и быть энергичным. Достаточно сложно получить от команды стремление к развитию, когда лидер сам не проявляет к этому интереса. Он должен постоянно интересоваться новинками в текущей отрасли, искать пути самосовершенствования.
В качестве дополнительного стимула необходимо поддерживать у персонала стремление к продвижению внутри компании. Прозрачная карьерная лестница – отличный метод мотивировать людей в расчете получить более оплачиваемую должность.